Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Осипова А. А.
Устойчивые выражения с компонентами камы и каменъ, отражающие традиции средневекового общества, в древних славянских текстах / А. А. Осипова, С. А. Анохина. - Текст : электронный
// Проблемы истории, филологии, культуры. - 2022. - № 4. - С. 240–247. - URL: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/4/all.pdf.
Авторы: Осипова А. А., Анохина С. А.
Ключевые слова: старославянские памятники письменности, устойчивые словесные комплексы, старославянский язык, Средневековье, славяне, древнеславянские тексты, камы, камень
Ссылка на ресурс: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/4/all.pdf
Подробнее
Аннотация: Во всех религиях мира камень наделяли особыми символическими смыслами. В дошедших до наших дней старославянских памятниках письменности ис- пользуются устойчивые словесные комплексы, где компоненты камень, каменный несут в себе особый символический смысл и метафорически используются в составе образных изречений религиозного свойства, а также отображают реалии средневекового общества. Часть рассматриваемых оборотов возникла еще в Ветхом Завете (например, драгоценный камень, побивать/побить камнями), другие же появились позднее и связаны с образом Иисуса Христа (например, камень подать вместо хлеба, не оставить камня на камне). Так или иначе, эти обороты закрепились во фразеологическом фонде славянских языков и продолжают успешно функционировать, сохраняя в себе генетическую память об определенных исторических событиях, личностях, обычаях. Анализ устойчивых словесных комплексов с компонентами êàìû и êàìåíú, функционирующих в древних славянских текстах, позволил выявить существенные грани сакральных представлений средневекового христианина о камне, зачастую восходящие к более древним временам. Образ камня, зафиксированный в семантике рассматриваемых в статье устойчивых словесных комплексов, сочетает в себе как положительные, так и отрицательные с точки зрения носителя языка качества, описание которых позволяет дополнить языковую картину мира средневекового христианина.
2. Статья из журнала
bookCover
Шулежкова С. Г.
Сверхсловные обозначения христианских понятий в древнейших славянских текстах / С. Г. Шулежкова, А. Н. Михин. - Текст : электронный
// Проблемы истории, филологии, культуры. - 2022. - № 4. - С. 227–239. - URL: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/4/all.pdf.
Авторы: Шулежкова С. Г., Михин А. Н.
Ключевые слова: сверхсловные единицы, единобожие, славяне, ментальность, единобожие, устойчивые словесные комплексы, язычество, крещение
Ссылка на ресурс: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/4/all.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье акцентируется внимание на сверхсловных языковых единицах, характеризующих христианского Бога и его окружение в старославянских памятниках, отразивших перемены в менталитете славян в период христианизации. Сложности при освоении новой веры преодолевались славянами относительно спокойно потому, что их путь к православию был проторен первоучителями Кириллом и Мефодием, а в учении Христа оказалось немало общего с традиционными языческими верованиями славян. Руководствуясь девизом Господь хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины, солунские братья заложили основы четвертого конфессионального литературного языка Европы, который в отечественном языкознании принято называть старославянским. Опираясь на понятные всем славянам языковые ресурсы, Кирилл и Мефодий опробовали серию моделей слово- и фразообразования для обозначения христианских религиозно-философских понятий и культовых реалий, которые стали вербализаторами формировавшихся новых концептов, занявших ключевые позиции в трансформировавшейся языковой картине мира новообращенных христиан. Значительное место в этом специфическом наборе языковых единиц стали занимать наименования христианских кумиров (Святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа) и многочисленных потусторонних существ.Анализ данных единиц, употребленных в сохранившихся до наших дней памятниках X–XI вв., а также массы оборотов, служащих названиями обитателей небесного царства и их противников, свидетельствуют о том, что православие славян впитало в себя немало черт их прежнего, языческого мировоззрения.
3. Статья из журнала
bookCover
РФА-исследование кизикинов мирмекийского клада 2003 г. (CH XI, 16) / М. Г. Абрамзон, Т. Н. Смекалова, И. А. Сапрыкина, С. В. Хаврин. - Текст : электронный
// Проблемы истории, филологии, культуры. - 2022. - № 4. - С. 54–69. - URL: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/4/all.pdf.
Авторы: Абрамзон М. Г. , Смекалова Т. Н., Сапрыкина И. А., Хаврин С. В.
Ключевые слова: труды преподавателей МГТУ им. Г. И. Носова, электровые монеты Кизика, кизикины, Мирмекийский клад 2003 г., РФА-исследование
Ссылка на ресурс: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/4/all.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье впервые публикуются результаты РФА-исследования кизикинов Мирмекийского клада 2003 г., хранящегося в фондах Восточно-Крымского историко- культурного музея-заповедника. Эти данные в комплексе с предыдущими исследованиями электровых монет подтверждают вывод об искусственном характере кизикского электрового сплава и о неуклонной, хотя и незначительной редукции доли золота в его составе с течением времени.
4. Статья из журнала
bookCover
Абрамзон М. Г.
Клад римских монет III–IV вв. н.э. с Ильичевского городища / М. Г. Абрамзон, А. И. Бабиец. - Текст : электронный
// Проблемы истории, филологии, культуры. - 2022. - № 4. - С. 184–200. - URL: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/4/all.pdf.
Авторы: Абрамзон М. Г., Бабиец А. И.
Ключевые слова: труды преподавателей МГТУ им. Г. И. Носова, монетные клады, монеты, римские монеты, Боспор Киммерийский
Ссылка на ресурс: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/4/all.pdf
Подробнее
Аннотация: В 2018 г., у юго-восточной границы укреплённого поселения Ильич 1 был случайно найден клад из 23 римских монет III–IV вв. н.э. Кроме фоллисов Галерия (1), Максимина II (1), Лициния I (8), Константина I (8), Константина II как цезаря (1), в кошельке оказались две литых бронзовых копии серебряных денариев Септимия Севера и Плавтиллы и два антониниана Клавдия II Готского и Аврелиана. Поскольку в Ильичевском кладе 1977 г. позднейшими были статеры Рескупорида VI 327/328 г. н.э., авторы считают, что оба клада имеют общую дату и был сокрыты одновременно во время нападения варваров на Ильичевское городище.
5. Статья из журнала
bookCover
Позднякова Н. В.
Два Лазаря из памятников раннего средневековья (к истории осмысления евангельских персонажей) / Н. В. Позднякова, Л. Н. Чурилина, А. А. Осипова. - Текст : электронный
// Проблемы истории, филологии, культуры. - 2022. - № 4. - С. 248–255. - URL: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/4/all.pdf.
Авторы: Позднякова Н. В., Чурилина Л. Н., Осипова А. А.
Ключевые слова: Лазарь четверодневный, нищий Лазарь, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна, древние славянские тексты, картина мира
Ссылка на ресурс: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/4/all.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье представлены результаты реконструкции образов двух "одно- именных" евангельских персонажей – Лазаря Четверодневного и Лазаря-нищего. Никак не связанные друг с другом событийно и рождающиеся в разных контекстах – "псевдо"- реальном и притчевом, они перекликаются на уровне символическом – уровне глубинных смыслов, в совокупности формирующих религиозную картину мира. Материалом для реконструкции послужили созданные на восточнославянской почве письменные памятники раннего Средневековья, ретранслирующие в славянскую модель мира новую для нее систему ценностей, иное мировосприятие. Лазарь Четверодневный, он же – Святой, Праведный, наделяется чертами реальной личности и в исторической перспективе становится значимым для христианства символом веры в Христа, веры во всеобщее воскресение. Персонаж притчи Лазарь-нищий являет собой образец страдания и смирения, которые будут вознаграждены после воскресения. Рожденные воображением разных авто- ров – евангелистов Иоанна и Луки, уже в евангелиях-апракосах два Лазаря обнаруживают тенденцию к взаимному проецированию, что объективируется ставшими устойчивыми в русской языковой картине мира сверхсловными единицами. Дошедшие до нас памятники играют огромную роль в понимании новозаветного текста. И в этом случае наибольший интерес для исследователя представляют наблюдаемые трансформации новозаветных об- разов, детерминированные новой для них «средой обитания» – культурой принимающего новую для себя картину мира этноса.
6. Статья из журнала
bookCover
Чурилина Л. Н.
Ιματιον и χιτων: особенности перевода в славянских памятниках ХI в. / Л. Н. Чурилина, Н. В. Позднякова. - Текст : электронный
// Проблемы истории, филологии, культуры. - 2022. - № 4. - С. 256–262. - URL: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/4/all.pdf.
Авторы: Чурилина Л. Н., Позднякова Н. В.
Ключевые слова: раннее средневековье, древние славянские памятники, Четвероевангелие, наименование видов одежды, труды преподавателей МГТУ им. Г. И. Носова
Ссылка на ресурс: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/4/all.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье анализируются используемые в древних славянских текстах варианты именования одежд Христа. Материалом для исследования стали включенные в памятники - Мариинское Евангелие, Зографское Евангелие, Архангельское Евангелие - фрагменты, посвященные распятию Христа, в частности эпизоду «метания жребия»:«Распявшие же Его, делили одежды Его, бросая жребий» (Мф 27: 35). Анализ лексического состава первичного - древнегреческого - текста позволяет констатировать использование только двух имен существительных - ιματιον (гиматий) и χιτων (хитон). Первое имя в словарях толкуется как общее именование предметов группы ‘одежда', однако в рамках предложенной оппозиции обретает частное значение - ‘верхняя одежда' / ‘плащ', в отличие от χιτων - ‘нательная' / ‘нижняя рубаха'. Наименования одежд Христа, встречающиеся в древних славянских памятниках, отличаются большим разнообразием, в результате чего изначально двухкомпонентная оппозиция становится многокомпонентной...