Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Зайцев Д. В.
Социальная база и политика раннегреческих тиранов в от- ечественной историографии / Д. В. Зайцев. - Текст : электронный
// Проблемы истории, филологии, культуры. - 2022. - № 2. - С. 202–212. - URL: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/2/all.pdf.
Авторы: Зайцев Д. В.
Ключевые слова: историография, античная историография, Афины, раннегреческая тирания, архаическая Греция, Писистрат
Ссылка на ресурс: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/2/all.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается проблема смены концепций раннегреческой тирании в отечественной историографии. На основании анализа работ ученых XIX– XX вв. автор приходит к следующим выводам. Первая концепция раннегреческой тира- нии сформировалась в работах ученых XIX в. и сохраняла научную актуальность до середины ХХ в. В рамках этой концепции тирания характеризовалась как этап становления греческой демократии. В результате борьбы знати и демоса за политическую власть во главе полиса становится тиран, поддержанный широкими массами населения. Этот тиран проводит серию мероприятий, направленных на развитие ремесла, торговли и поддержку мелкого крестьянства. Падение тирании оценивалось по-разному. В дореволюционной историографии свержение тиранов объясняли их личными качествами. В советских же исследованиях утвердилась точка зрения, согласно которой тираны становятся не нужны демосу после ослабления аристократии. В 1960-е годы начинает формироваться альтернативная концепция. В ней тирания оценивается как результат борьбы аристократических группировок. Политика тирана трактуется как комплекс мероприятий, направленных на легитимацию личной власти. Тирания не отражает интересы демоса, но вынуждена считаться с ними. Этот переход связан с изменениями в мировой и отечественной историографии, поскольку в 1960–1970-е гг. постепенно утверждается новое представление о социально-экономической и политической сущности архаической Греции. Тем не менее в современной российской историографии мы можем найти сторонников как обновленной и усовершенствованной концепции демократической тирании, так и тех исследователей, кто видит в тиранах только частное проявление аристократических конфликтов архаического времени.
2. Статья из журнала
bookCover
Кудрявцева Т. В.
Попечение о сиротах в афинском полисе и декрет Феозотида / Т. В. Кудрявцева. - Текст : электронный
// Проблемы истории, филологии, культуры. - 2022. - № 2. - С. 164–174. - URL: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/2/all.pdf.
Авторы: Кудрявцева Т. В.
Ключевые слова: Древняя Греция, Афины, сироты, история социальной защиты, господдержка, псефизма, Лисий, Феозотид, помощь сиротам
Ссылка на ресурс: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/2/all.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье исследуется государственная поддержка военных сирот в Афинах. Напрашивается ее связь с развитием афинской демократии, хотя у некоторых античных авторов встречаются указания на то, что общественное попечение о различных нуждающихся в защите и помощи категориях населения – давняя афинская традиция, истоки которой уходят в эпоху архаики. Не исключена возможность, что какая-то государственная благотворительность по отношению к некоторым уязвимым социальным слоям действительно была во времена Солона и Писистрата, но она носила случайный и выборочный характер. Мы можем лишь строить предположения о времени появления в Афинах закона о помощи военным сиротам, но во времена Перикла это уже устоявшаяся практика. В источниках определенно указывается на то, что попечение о сиротах продолжалось до их возмужалости, а по достижении совершеннолетия юные сироты в Афинах и некоторых других греческих полисах снабжались за государственный счет паноплией. Некоторые исследователи, ссылаясь на Эсхина (III, 154–155), полагают, что после середины IV в. до н.э. программа господдержки сирот была свернута, но нам этот вывод кажется чересчур ради- кальным. В статье затрагивается сюжет, связанный с декретом и процессом Феозотида, и отвергается гипотеза С. Помрой о том, что в псефизме Феозотида могли быть упомянуты и девочки по примеру фасосского и родосского декретов об обеспечении незамужних дочерей павших приданым. Делается вывод: у нас нет свидетельств, что государственная поддержка в Афинах оказывалась всем сиротам, наши источники недвусмысленно указывают именно на мальчиков, чьи отцы пали за родину; благотворительность за общественный счет по отношению к дочерям отдельных выдающихся афинян имела единичный и случайный характер. Однако, учитывая многочисленные войны, которые вели в V в. до н.э. Афины, полисную заботу ощущало на себе значительное количество афинских сирот
3. Статья из журнала
bookCover
Черкасова А. С.
Культ царя в предэллинистическую и эллинистическую эпохи по монетам Александра Македонского / А. С. Черкасова. - Текст : электронный
// Проблемы истории, филологии, культуры. - 2022. - № 2. - С. 93–107. - URL: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/2/all.pdf.
Авторы: Черкасова А. С.
Ключевые слова: предэллинизм, эллинизм, монеты, монетная чеканка, монетная чеканка культ царя, Александр Македонский, диадохи
Ссылка на ресурс: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/2/all.pdf
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена репрезентации культа царя на монетах ряда правителей эпохи предэллинизма и эллинизма. Монета становится одним из главных средств пропаганды царского культа после того, как Александр Македонский на основе традиционных мотивов в чеканках Аминты III, Пердикки III и Филиппа II создал новый монетный тип, получивший широкое распространение в монетной типологии последующее время. Если во времена Александра существовал религиозный запрет на прижизненное изображение правителя на монетах, то диадохи окончательно преодолели его, расширив практику персидских сатрапов и ликийских династов. Образ Александра Великого стал ассоциироваться с портретом правящего в это время царя. Александр был увековечен эллинистическими правителями, и его изображения получили еще большее распространение чем при жизни. Диадохи превратили монету в яркое средство пропаганды культа правителя как харизматической личности и прославления его политических и военных достижений. Синкретизм образа царствующего правителя с Зевсом, Гераклом и другими героями и божествами, сопровождавшееся изображениями атрибутов божеств, получил широкое распространение в чеканках диадохов, которые изначально использовали почитаемый всеми образ Александра для легитимизации преемственности своей власти и подчеркивания ее божественного характера. Постепенно эллинистические правители заменили образ Александра на монетах своим собственным при сохранении общей иконографии. Однако впоследствии идеализированный стиль портрета правителя на монетах сменяет реалист