Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Демина С. С.
Сенека о влияние общественного мнения на сознание и поведение / С. С. Демина. - Текст : электронный
// Проблемы истории, филологии, культуры. - 2022. - № 1. - С. 200–206. - URL: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/1/all.pdf.
Авторы: Демина С. С.
Ключевые слова: Сенека, древний мир, Древний Рим, стоицизм, общественное мнение
Ссылка на ресурс: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/1/all.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье рассмотрены представления Сенеки о влиянии общественного мнения на сознание и поведение. Этот римский автор употребляет различные термины для обозначения общественного мнения. По мнению Сенеки, общественное мнение навязывает человеку ложную систему ценностей. Свое влияние на сознание и поведение оно осуществляет путем одобрения или осуждения. Желание заслужить одобрение общественно- го мнения и страх испытать его осуждение ведут к притворству, лицемерию, беспокойству, приобретению ненужных вещей, обидам. Обиды Сенека считает опасными, потому что они провоцируют появление гнева, то есть вредоносной жажды мести. Бездумное подражание модели поведения, которая, согласно общественному мнению, является правильной, способствует распространению порочности в обществе. Всеобщим заблуждениям этот римский стоик противопоставляет стремление к добродетелям как смысл жизни. Он считает, что человек должен игнорировать общественное мнение и ориентироваться не на него, а на разум и истину, жить сообразно природе, иметь чистую совесть, постоянно бороться со своими пороками и радоваться проявлению добродетелей. Уединение и занятие науками также помогают направить дух не на внешние блага, а на внутренние. Общественному мнению Сенека противопоставляет мнение добродетельных людей. Их похвала, с его точки зрения, вдохновляет человека на дальнейшее самосовершенствование. Их поведение является образцом, достойным подражания. Сенека не только обратил внимание на распространение в римском обществе I в. н. э. конформистских настроений, но и попытался осмыслить его истоки и предложить способы противодействия ему с позиций стоицизма.
2. Статья из журнала
bookCover
Поникаровская М. В.
Биография Эсхила: историческая основа и миф / М. В. Поникаровская. - Текст : электронный
// Проблемы истории, филологии, культуры. - 2022. - № 1. - С. 188–199. - URL: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/1/all.pdf.
Авторы: Поникаровская М. В.
Ключевые слова: Эсхил, Афины, древнегреческий театр, античная литература
Ссылка на ресурс: http://pifk.magtu.ru/doc/2022/1/all.pdf
Подробнее
Аннотация: Биографические сведения об Эсхиле, имеющиеся в нашем распоряжении, восходят, главным образом, к жизнеописанию (Гένος Αἰσχύλου), предпосланному драмам «отца трагедии» в средневековых рукописях и составленному безымянным автором. Это жизнеописание представляет собой компиляцию сведений из различных источников: материалов общественных записей, например, дидаскалий, фрагментов не дошедших до нас произведений современников Эсхила, а также выдержек из исследований ученых эллинистической эпохи. Примечательно, что жизнеописание, наряду с фактами, заслуживающими доверия, содержит множество полулегендарных сведений и исторических анекдотов. Для реконструкции жизненного пути Эсхила автор привлекает также и другие источники: свидетельства о жизни трагика из Лексикона Свиды, произведений Геродота, Диодора, Плиния Старшего, Плутарха, Павсания, Клавдия Элиана, Афинея, Марка Юниана Юстина и пр. Некоторые из этих свидетельств античных авторов вызывают недоверие ввиду их обрывочного и нередко противоречивого характера. Тем не менее упомянутые в них события, как представляется, вполне могли иметь место в жизни драматурга. Так, реальную историческую основу, скорее всего, имел сообщаемый рядом источников факт обвинения Эсхила в религиозном нечестии. В целом отрывки из свидетельств древних авторов подтверждают, что личность такого типа, как Эсхил, зачастую оказывается опутанной множеством легенд и сильно мифологизированной, что крайне затрудняет работу исследователя.