Найдено документов - 2 | Статьи из журнала: Проблемы истории, филологии, культуры. № 1. - 2021. - 254 с. - URL: http://pifk.magtu.ru/doc/2021/1/all.pdf. - Текст : электронный. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Тузбеков А. И.
Поливная кашинная керамика XIII–XV вв. с территории Башкирского Приуралья / А. И. Тузбеков. - Текст : электронный
// Проблемы истории, филологии, культуры. - 2021. - № 1. - С. 126–139. - URL: http://pifk.magtu.ru/doc/2021/1/all.pdf.
Поливная кашинная керамика XIII–XV вв. с территории Башкирского Приуралья / А. И. Тузбеков. - Текст : электронный
// Проблемы истории, филологии, культуры. - 2021. - № 1. - С. 126–139. - URL: http://pifk.magtu.ru/doc/2021/1/all.pdf.
Авторы: Тузбеков А. И.
Ключевые слова: кашинная керамика, позднее средневековье, поливная керамика, Башкирское Приуралье, Башкирия, Золотая Орда, кашин
Ссылка на ресурс: http://pifk.magtu.ru/doc/2021/1/all.pdf
Подробнее
Аннотация: Поливная керамика на памятниках Башкирского Приуралья встречается довольно редко. Обнаруженные черепки, в основном, единичны. Большинство их найдено на памятниках чияликской археологической культуры (X–XV вв.), – летовках и зимниках. Целью данного исследования является введение в научный оборот, обобщение и анализ поливной кашинной керамики XIII–XV вв., уточнение датировок культурных слоев и отдельных комплексов поселенческих памятников золотоордынского времени в Башкирском Приуралье. Авторы выявили, что в регионе за весь период археологических исследований имеются сведения о 21 фрагменте с поливой, выявленных на четырех поселениях Большинство изученных черепков разнородны и сильно фрагментированы. Иссле- дователи ранее датировали фрагменты с поливой лишь на основе аналогий, не учитывая их особенностей. Новейшие работы В.Ю. Коваля и Н.Ф. Лисовой позволили более детально классифицировать черепки с поливой. Наиболее оптимальной для их классификации представляется схема, разработанная В.Ю. Ковалем. Положенная в ее основу иерархия признаков группировки, базирующаяся на принципах «от общего к частному», и первенство признаков функции керамики и технологии ее производства по сравнению с признаками декора и морфологии, позволяют в достаточной полной мере охарактеризовать имеющиеся фрагменты. Исследование позволило ввести в научный оборот новые археологические материалы, уточнить датировку памятников, отдельных пластов и различных комплексов, формирующих их культурные слои, а также выдвинуть гипотезу о существовании в Башкирском Приуралье поселений ремесленников на одном из торговых путей.
2. Статья из журнала
Кулаков В. И.
Особенности иконографии прусского геральдического орла / В. И. Кулаков. - Текст : электронный
// Проблемы истории, филологии, культуры. - 2021. - № 1. - С. 140–148. - URL: http://pifk.magtu.ru/doc/2021/1/all.pdf.
Особенности иконографии прусского геральдического орла / В. И. Кулаков. - Текст : электронный
// Проблемы истории, филологии, культуры. - 2021. - № 1. - С. 140–148. - URL: http://pifk.magtu.ru/doc/2021/1/all.pdf.
Авторы: Кулаков В. И.
Ключевые слова: историческая Пруссия, Пруссия, геральдика, геральдический орел, "стебель клевера"
Ссылка на ресурс: http://pifk.magtu.ru/doc/2021/1/all.pdf
Подробнее
Аннотация: В европейской геральдике специфика иконографии прусского геральдического орла пока интереса специалистов не вызывала. Привлекая памятники изобра- зительного искусства эпохи викингов, удалось установить глубокие корни такого специфического признака иконографии прусского орла, как «стебель клевера». Эта фигура восходит к деталям наконечников ножен мечей Х в. и подчеркивает распластанность фигуры геральдической птицы. Разумеется, средневековые художники первоначальный жертвенный смысл этой пересекающей птицу полосы прочно забыли и воспринимали «стебель клевера» как символ Св. Троицы. В начале XVI в. «стебель клевера» становится непременной деталью прусского геральдического орла. В эпоху правления Фридриха II Великого и в Европе, и в Пруссии распространяется стиль классицизма, характеризующийся стремлением к достижению максимальной реалистичности изображения живых существ. В частности, прусский орел теряет свою плоскостную, распластанную позицию и начинает изображаться в развороте 3/4 с приподнятым в процессе подъема левым крылом. При этом с его груди исчезает «стебель клевера». Он возвращается сюда в середине XIX в. Примечательно, что с орла, представленного на гербе Кенигсберга, «стебли клевера» никогда не исчезнут.