Найдено документов - 1 | Найти похожие: "ббк 084" = '63.5-426; 63.5-534' | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из сборника
Петров, И. Г.
Ритуальные функции одежды в поминальной обрядности чувашей / И. Г. Петров
// Этническая культура : международный научный журнал. - 2024. - Т. 6, № 2. - С. 8-15. - DOI 10.31483/r-111756; EDN TBLXVX.
Ритуальные функции одежды в поминальной обрядности чувашей / И. Г. Петров
// Этническая культура : международный научный журнал. - 2024. - Т. 6, № 2. - С. 8-15. - DOI 10.31483/r-111756; EDN TBLXVX.
Авторы: Петров, И. Г.
Шифры: 63.5 - Э 912
Основная рубрика: Народный костюм-одежда; Этнология (этнография.народоведение); Семейные обычаи и обряды-похороны.поминки
Ключевые слова: ритуальные функции одежды; поминальная обрядность чувашей; магические практики
Подробнее
Аннотация: Одной из функций одежды является ритуальная, в соответствии с которой она становится важным инструментом или объектом различных магических практик. В настоящей статье на примере чувашей Волго-Уральского региона рассмотрены функции одежды покойника в обычаях и обрядах поминального цикла. По отдельным тематическим блокам автором исследуется роль одежды как обрядового предмета на больших поминках, на поминках сорокового дня и на общих летних поминках. В основу статьи положены опубликованные труды по истории и этнографии чувашей XIX – начала ХХ в., архивные источники, полевые материалы автора, собранные в разные годы в Республиках Башкортостан и Татарстан. В поминальных обрядах одежда фигурирует и активно используется в качестве заместителя покойника, а также подношения, адресованного умершему от имени живых родственников. Благодаря этим качествам одежда становится одним из важных и универсальных средств коммуникации между миром живых и миром покойников. Обряды с одеждой в поминальных обрядах сохранились и бытуют и в современной ритуальной практике. Такая устойчивость, с одной стороны, обусловлена глубокой архаичностью и консервативностью погребального обряда в целом, с другой – сравнительной устойчивостью данного ритуала к современным инновациям.
Аннотация: Одной из функций одежды является ритуальная, в соответствии с которой она становится важным инструментом или объектом различных магических практик. В настоящей статье на примере чувашей Волго-Уральского региона рассмотрены функции одежды покойника в обычаях и обрядах поминального цикла. По отдельным тематическим блокам автором исследуется роль одежды как обрядового предмета на больших поминках, на поминках сорокового дня и на общих летних поминках. В основу статьи положены опубликованные труды по истории и этнографии чувашей XIX – начала ХХ в., архивные источники, полевые материалы автора, собранные в разные годы в Республиках Башкортостан и Татарстан. В поминальных обрядах одежда фигурирует и активно используется в качестве заместителя покойника, а также подношения, адресованного умершему от имени живых родственников. Благодаря этим качествам одежда становится одним из важных и универсальных средств коммуникации между миром живых и миром покойников. Обряды с одеждой в поминальных обрядах сохранились и бытуют и в современной ритуальной практике. Такая устойчивость, с одной стороны, обусловлена глубокой архаичностью и консервативностью погребального обряда в целом, с другой – сравнительной устойчивостью данного ритуала к современным инновациям.